Интервью Председателя Верховной Рады Украины, Председателя Народной Партии Владимира Литвина журналу Weekly.ua 2 декабря 2011 года
Председатель Верховной Рады в
эксклюзивном интервью Weekly.ua рассказал, как в 2002 году он, не желая
того, возглавил парламент, почему народ ненавидит именно депутатов, и
как он собирается «очеловечить» нынешнюю власть
Владимир Литвин — один из ярких примеров
долгожителей на украинской политической арене. «Под принуждением»
возглавив парламент еще при президенте Кучме, освоившись, Владимир
Михайлович умудрился вернуться в кабинет на Грушевского при Ющенко,
удержался в кресле и при Януковиче. Сейчас у Литвина новая сверхзадача.
Его Народной партии на следующих выборах не по силам преодолеть 5%-ный
барьер, решение объединиться с партией власти — единственный шанс
продлить политическую жизнь
– Владимир Михайлович,
мы встречаемся с вами сразу после годовщины Майдана. Как вы оцениваете
это событие семь лет спустя? Где вы были в то время?
– Я был тогда в Верховной Раде. Именно в
ней был главный Майдан. А люди, которые вышли на улицу, осуществляли
общественное давление. Решения же вырабатывались в парламенте, после
чего все переговорщики шли в Мариинский дворец, приводили наработанные
предложения к общему знаменателю и подписывали заявления. Что касается
собственно Майдана, надо сказать, это явление было вызвано тем
состоянием общества, когда люди чувствуют нехватку демократии и не имеют
возможности выразить свою точку зрения, когда люди устают от власти.
Когда людей не слышат, они имеют право на государственный переворот. Это
уже потом, если подобные государственные перевороты успешны и их
организаторам удается закрепиться при власти, их называют революциями.
Вспомним 1917 год: сначала же речь не шла о революции, о ней начали
говорить уже впоследствии. Впрочем, при революциях происходит
радикальный переворот общественного строя. В нашем же случае переворота
не было, просто с помощью улицы к власти были приведены известные
фигуры. А Верховная Рада действовала по принципу — не допустить
гражданского конфликта.
– Сегодня уровень недовольства в обществе растет также достаточно стремительно, социологи диагностируют предвзрывное состояние...
– Очевидно, что общество перенапряжено,
поскольку его длительные ожидания не реализуются. Особенно с учетом
того, что мы перестали быть идеологическим обществом, зато все еще
безуспешно навязываются принципы общества потребления. Идеологии как
сдерживающего и объединяющего фактора уже нет, а общество потребления
существует лишь для ограниченного круга людей. Это люмпенизирует и,
соответственно, революционизирует массы.
– При этом главным местом протестов, так сказать, главным объектом ненависти стала Верховная Рада. Почему?
– Так во всех странах — всегда с
протестами идут к власти, и прежде всего законодательной. И Верховная
Рада не исключение. Когда люди видят, как в других странах захватываются
парламенты, это для них пример. Ведь все самые сложные решения
освящаются преимущественно парламентом.
– Что могло бы побудить лично вас выйти с протестом к печально известному забору вокруг парламента?
– Меня беспокоит все, что происходит в
обществе но, имея опыт, я не вышел бы протестовать, поскольку знаю, что
позитива, как и результата, это не принесет. Если ты предпринимаешь
первый шаг, то должен спрогнозировать, каким будет второй и третий. Если
знаешь, что на выходе ничего не получишь, не предпринимай первый шаг,
чтобы бы не выставлять себя на посмешище. Люди и раньше были недовольны —
«чернобыльцы», «афганцы», другие категории льготников. Поскольку с 2000
года законы о льготах не действовали либо полностью, либо частично. Но
люди знали, что у них есть декларируемые льготы, и все были в одинаковом
состоянии — должны получать деньги, но не получают. Однако в последнее
время, когда стали появляться судебные решения относительно выплаты
льгот и судебные исполнители обеспечили выполнение этих решений для
отдельных личностей, люди сразу увидели разницу: одни льготники
продолжали получать пенсии в пределах тысячи гривен, а другие после
решения суда — 25–35 тыс. Еще и добились компенсаций за прошлые годы. А
они иногда составляют до 750 тыс. грн.
Конечно, такая ситуация привела в
движение льготников. К этому еще добавились и политики, и общественные
активисты. В итоге — эксцессы возле Верховной Рады и не только возле
нее.
– Как власть будет решать эту проблему?
– Решить эту проблему сразу и немедленно
абсолютно невозможно. И об этом надо честно сказать. У нас потерян
диалог с обществом, подорвано доверие к государственным органам. И это
не проблема нынешней власти — просто длительное накопление недовольства и
недоверия материализовалось сегодня в голодовки, митинги, штурмы. Мы
пожинаем плоды той неумной политики последних двадцати лет. Когда под
выборы принимались решения, которые невозможно выполнить. Как пример,
тот же закон о детях войны. Когда президенты заканчивали свои каденции,
то охотно подписывали такие законы — «вот вам мой подарок на прощание».
То же касается и правительств, и Верховной Рады. Все исходили из
соображения: победим на выборах — как-то разберемся, проиграем — оставим
эту проблему преемникам. Сейчас надо посчитать все социальные выплаты,
которые должно осуществлять государство в соответствии с действующим
законодательством. А потом показать доходную часть бюджета и расходную с
учетом социальных обязательств государства. А дальше вести открытый
разговор –как увеличить доходную часть бюджета и оптимизировать расходы.
В 90-е годы ситуация была намного хуже — пенсии были мизерные и
месяцами не выплачивались, инфляция была огромной, но тогда еще был
запас терпения у людей. А теперь слишком уж большая концентрация
разочарований и негатива.
– Если все посчитать, на какие выплаты хватит государственных денег?
– Все, что можно сделать для уменьшения
расходов на содержание Верховной Рады Украины в этом году, делается.
Чтобы выполнить все предусмотренные законами социальные обязательства,
нужен еще один государственный бюджет Украины.
– Кстати, об экономии.
Только что Верховная Рада ограничила себя в использовании бумаги,
переведя документооборот в электронный вид — экономия на сессию 400 тыс.
грн. Какие-то еще ограничения планируются?
– Что касается 2012 года, то существует
два подхода: первый — оставить финансирование парламента на уровне
прошлого года, второй — уменьшить на 8–10%. Моя позиция — ничего не
увеличивать, а при подготовке ко второму чтению проекта бюджета еще и
существенно ограничить расходы по статьям, которые называются «выплаты
депутатскому корпусу».
– Недавно принят закон о выборах, насколько он совершенен?
– Этот закон — документ на вырост. Он
рассчитан на политиков, которые делают то, о чем говорят, и на людей,
которые делают ответственный выбор. У нас в истории выборов было много
случаев и прямого подкупа избирателей, и применения админресурса, и,
соответственно, жалоб. Сейчас уже не будет возможности даже сделать
замечание кандидату или политической партии, которые будут открыто
покупать людей, раздавая им деньги. Мотивация — не дать возможности
власти снимать с гонок неудобных кандидатов и непровластные партии.
Поэтому граждане должны понимать, что данный закон накладывает на них
большую ответственность за то, кому они доверят страну.
– То есть новые правила выборов не защищают избирателя?
– Избирателя не нужно защищать. Закон
рассчитан на думающих людей, которые должны смотреть и видеть, что есть
те, кто оккупировал телевизионный ящик и только промывает им мозги, а
есть те, кто действительно настроен на работу и реально работает.
– Эксперты
спрогнозировали, что когда состоится анонсированное слияние
возглавляемой вами Народной партии с Партией регионов, то в список
«регионалов» попадут лишь три-четыре сегодняшних члена фракции Народной
партии...
– Эксперты и политологи сначала делают
прогнозы, а потом объясняют почему эти прогнозы не оправдались. Поэтому
их мнение я учитываю в последнюю очередь. Должен сказать, что мы
сотрудничаем с Партией регионов и также ответственны за все, что
происходит сегодня в стране. Что будет дальше — жизнь покажет. Я человек
коллектива, и решение, кто, где и как будет баллотироваться, мы примем
совместно.
– Но давайте говорить откровенно. Вы, не ожидая этого решения, уже активно занимаетесь собственным избирательным округом?
– Нет такого понятия, как «мой округ».
Есть Житомирская область — земля, давшая мне путевку в жизнь, которой я
занимался, занимаюсь и буду заниматься. Независимо от того, где и кем я
буду.
– Можно ли говорить, что вы планируете получить новый мандат именно в округе Житомирской области?
– До выборов, вдумайтесь, еще 11
месяцев, а я буду рассуждать, как на них идти! По этому поводу у нас в
селе говорят: «Ще телятко не народилось, а дурень вже стоїть з
довбешкою». Не спешите, всему свое время.
– Есть мнение, что
Литвин должен разбавить Партию регионов, представителей которой до сих
пор называют «донецкими». Это поглощение позволит партии власти выйти на
новый качественный уровень. Согласны?
– Истоки Народной партии в селе, ведь
сначала это была Аграрная партия. Отсюда и мировоззрение — работать с
утра до ночи и рассчитывать, что тебя заметят и оценят. При этом еще и
отсутствие локтей, даже определенная покорность, попытка все объяснить,
со всем смириться. А у членов Партии регионов более наступательная
позиция, поскольку она объединяет в первую очередь представителей
бизнеса, в том числе большого, а также государственных служащих. Если у
Партии регионов ярко выражен интернациональный характер, то у Народной
партии более национальные позиции в отношении к языковой проблематике, к
культуре.
Нельзя не считаться с реальностью,
которая заключается в том, что Партия регионов — партия власти. Мне
лично, как, надеюсь, и вам, не безразлично, какой эта власть будет, а
следовательно, какой будет страна. Следовательно, волнует вопрос, что
нужно делать, чтобы эта власть была народной, возможно, очеловечить и
обеспечить сочетание тех интересов, настроений и устремлений, какие
присущи всей Украине. Речь идет не о слиянии, а о сочетании усилий.
– Говорят, что вы в свое время, придя из Администрации Президента Кучмы, вовсе не хотели возглавлять Верховную Раду...
– Да, не хотел, потому что тогда не
считал Верховную Раду серьезным государственным органом. Возможно,
потому что перенес на нее представление о советском Верховном Совете,
который собирался дважды в год и просто штамповал решения, спущенные
сверху. Да и коллектив непростой. И для работы с ним мало выучить книгу
под названием «Регламент Верховной Рады Украины». Парламент меня
закалил. Спикер — это человек, который должен уметь слушать и слышать,
искать и находить компромиссы. Организовать диалог. Я никому не могу
дать команду, могу только убеждать. Ежедневно я до пятисот раз говорю
два слова: «пожалуйста» и «спасибо».
– У вас есть желание быть спикером в парламенте-2012?
– Хороший вопрос. По-видимому, я был бы
неискренним, если бы начал сейчас говорить, что уже устал от этой
должности. Вместе с тем я хорошо понимаю, что политики людям надоедают. И
я не исключение. Они хотят видеть новые лица, любые, только бы они были
другими. Хотя должен сказать, что мой опыт обеспечения диалога и
компромисса будет еще долго востребован. Если не в моем лице, то все
равно это опыт людей, которые умеют свои амбиции, свое я подчинять
интересам общегосударственного масштаба. Именно так, кстати, на
компромиссе, было реализовано принятие закона о выборах народных
депутатов. Все держалось на очень сложных договоренностях, которые имели
слишком тонкий характер...
– Правда ли,
что тонкость, о которой вы говорите, заключалась в некоторых
договоренностях с оппозицией об определенных уступках относительно
судьбы Юлии Тимошенко?
– Об этом никто не говорил. Возможно,
на межфракционном уровне о чем-то и шла речь, но на общем — нет. Была
определенная договоренность сторон. Например, не исключалось, что,
добившись максимума своих требований, оппозиция могла и не голосовать за
закон, потому что знала, что у большинства хватало голосов на его
принятие. И у оппозиции тогда были бы развязаны руки, чтобы в дальнейшем
критиковать избирательное законодательство, привлекая союзников из-за
границ Украины.
– И все же, относительно судьбы Тимошенко...
– События вокруг Тимошенко — залог
интереса к ее партии и фракции. Звучит цинично, но это так. Иначе вряд
ли бы кто говорил о значительных шансах партии «Батьківщина» на
следующих выборах. Еще будут апелляции и другие моменты, но очевидно
одно: проблема Тимошенко и ее семейства обернулась проблемой для страны.
Урок для законодателей в том, что они очень ответственно должны
подходить к принятию решений уголовно-процессуального характера.
Обратите внимание: когда в 2001 году принимался Уголовный кодекс, его
продвигали и поддерживали люди, которые сегодня рассказывают об
отпечатке на нем сталинско-советской эпохи. Принятие решений против
кого-то и под текущий момент оборачивается потом проблемами для его
инициаторов, и прежде всего проблемами для страны.
– Народ справедливо спрашивает: неужели только «оранжевые» воровали?
– Ну что вам сказать — все воровали,
воруют и будут воровать. Так делают во всем мире, разница только в
масштабах. Все говорят: надо остановить коррупцию. Однако известно —
коррупцию уничтожить невозможно. Но можно и нужно добиваться того, чтобы
коррупция не была определяющей составляющей, таким себе смазочным
материалом для государственного механизма. На дело Тимошенко, кстати, я
смотрю еще вот под каким углом: этот обвинительный приговор надо было бы
развесить во всех властных кабинетах. Как послание нынешней власти и
власти будущей. Потому что создан прецедент. И сегодня, как никогда,
каждому чиновнику надо любые свои действия сверять с нормами закона, а
главное — проявлять максимальную ответственность и открытость в своей
работе.
Мария Старожицкая, Мыкола Пидвезяный,
Weekly.ua от 02 декабря 2011 года
http://weekly.ua/pulse/interview/2011/12/02/112328.html
|