ЛЬВІВСЬКА РЕГІОНАЛЬНА ОРГАНІЗАЦІЯ НАРОДНОЇ ПАРТІЇ
П'ятниця, 29.03.2024, 13:43
Меню сайту

Категорії каталогу
Всеукраїнські видання [11]
Матеріали з друкованих та електронних всеукраїнських ЗМІ
Місцеві ЗМІ [2]
Матеріали з друкованих та електронних місцевих ЗМІ

Форма входу

Пошук

Корисні посилання

Статистика

Всього онлайн: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » Статті » Матеріали ЗМІ » Всеукраїнські видання

В.Литвин: „Украине не нужны преференции или особенное отношение..."
В.Литвин: „Украине не нужны преференции или особенное отношение, нам нужна логичная обоснованная цена на газ и прозрачная формула ее формирования”


– Каким был для Украины уходящий 2011 год? Как Вы можете оценить экономическое, политическое и социальное состояние страны?
– Главное то, что Украина в 2011 году выдержала все испытания, а общество демонстрировало динамичное движение. Правда, не на все вызовы властью были найдены удачные решения. В уходящем году сделаны серьезные шаги, чтобы обеспечить экономический рост и, по большому счету, оградить страну от водоворота всеобщего падения и снижения экономической активности в Европе и мире.
Считаю также, что страна в целом удерживалась в демократических рамках, что оставляет надежду на поступательное и предсказуемое развитие в будущем.
Было и немало негативных моментов, о которых много говорили украинские и зарубежные политики и эксперты. Открытая демонстрация недовольства людьми по разным проблемам подтверждает, что население живет не одними экономическими заботами, а страна не конвульсирует в упадке. Как правило, когда жизненный уровень людей резко падает, они не проявляют заметной политической активности, поскольку вынуждены заботиться о выживании. Поделюсь личным наблюдением: в выходные я побывал в нескольких магазинах спортивных товаров и удивился, как много людей покупают вещи для зимних каникул. К тому же недешевые, хотя Киев не может служить примером закономерности. Причем, в магазины приходят семьями. Это, кроме всего прочего, говорит о том, что люди начинают все больше делать ставку на семейные ценности и думать о здоровье и здоровом образе жизни.
Мы вступили в эпоху индивидуализма, перешли от идеологического общества к обществу потребления. На этом фоне заметно изменяется соотношение личного и общественного в сознании людей. Раньше каждый ощущал свою причастность к делу государственного и общественного созидания, сегодня же многие разуверились в былых идеалах и возвращаются к семейным ценностям, начинают больше осознавать личную ответственность круг за жизненный успех или неуспех.
– Можно ли говорить о том, что такая ситуация отображает истинное отношение украинцев к политической ситуации в стране? Люди стали более апатичными и не переживают по поводу политических процессов в стране?
– Думаю, это сезонный спад политической активности, вызванный, в том числе, усталостью от всех и вся. Ее неизбежный рост с весны следующего года будет означать, что страна не остановилась в развитии. А также то, что политики поставили страну на избирательные рельсы. Еще раз подчеркну: в условиях экономического упадка не может быть ощутимой политической активности.
Это хорошо видно на примере России. Показательно, что на улицах все больше заявляет о себе средний класс. Класс, который появился благодаря подъему страны и ее обустройству на новых основах. Как мне видится, там происходит своеобразное слияние естественной политической и общественной активности с демонстрацией российским политическим и светским "гламуром" себя народу. Это можно расценить как своего рода заявку на политическую конкуренцию. Осмелюсь утверждать, что некоторые выступления не столько преследуют общественно-политические цели, сколько демонстрируют власти укор – почему, мол, меня не записали в партийный список?
– Так называемых представителей гламура освистали на митинге оппозиции… Но все таки можно говорить о другой тенденции – появлении новых лидеров в России…
– Мне представляется, что российское руководство готовит почву для перезагрузки политической системы страны. Естественно, это нужно учитывать в постсоветских государствах, в том числе, и в Украине. Политическая система не может кроиться под конъюнктурный момент и определенные личности. Система должна работать на решения задач перспективного развития страны.
По моему мнению, в 2012 году на постсоветском пространстве и в мире будут главенствовать такие тенденции, как борьба за ресурсы и за демократизацию политических систем. Не исключаю, что мы можем стать свидетелями такого явления, как «принудительная демократизация». Принуждение к демократии может проявиться как один из ключевых элементов геополитических процессов в 2012 году. Информационные ресурсы и коммуникационные возможности сегодня позволяют менять общественные настроения, провоцировать перевороты, которые в случае успеха именуются революциями, и устранять власть, не применяя оружия и не вступая в открытые конфликты с правоохранительной системой или армией любого государства.
Именно это следует учитывать политикам в стратегическом планировании и соответственно выстраивать разумную, понятную и открытую государственную линию.
– В 2012 году в Украине должны состояться парламентские выборы. Какими особенностями, по-вашему, эта кампания будет отличаться от предыдущих? Отразятся ли на наших выборах события происходящие, например, в России?
– Думаю, отразятся. На мой взгляд, особенностью парламентской кампании 2012 года станет повышенный интерес к электорату сел, поселков и небольших городков. Объясню это тем, что население больших городов разуверилось, склонно к апатии и критическим настроениям.
Не исключаю того, что это приведет к появлению совершенно новых региональных лидеров, которые быстро затмят тех, кто сегодня позиционирует себя "новыми политиками".
Однако это будет зависеть от того, как широко эти "новички" смогут открыть для себя доступ к массовым информационным ресурсам и насколько инновационными будут их политические технологи. Появление такой "свежей политической крови" может стимулировать переворот в сознании электората, особенно в больших городах.
– Откуда могут прийти эти новые люди в политику?
– Если центры и фигуры влияния, заинтересованные в стабильном и прогнозируемом развитии Украины, сделают ставку на поиск новых политиков, то они неизбежно появятся. Кроме того, узнаваемые сегодня политики все чаще демонстрируют эгоизм и усложняют свои собственные маневры и договоренности с сильными мира сего. Эти политики вкусили власти, и их финансовые аппетиты растут в геометрической прогрессии. Разумеется, эти аппетиты обосновываются необходимостью получить контрольный пакет власти. Малой частью ее они уже не желают удовлетворяться.
– Обновление политической элиты возможно исключительно за счет мажоритарной составляющей избирательной системы?
– Ну, почему же… Думаю, можно будет раскрутить и не присутствующую сегодня на вершинах рейтингов политическую партию. Посмотрите, как у нас некоторые политпроекты начали стремительно набирать очки. В то время, как политпроекты, раскручивавшиеся под брендом "новые", на глазах теряют свой ресурс. Впрочем, проблема в другом: а кто займет место в списках вслед за первым лицом, ставшим уже протокольным? И что они дадут стране и людям?
Вместе с тем, население, имеющее право голоса, не охвачено партиями полностью, - а это более трети, а то и половина избирателей. Партии, которые пытаются дистанцироваться от власти, рано начали выборы и уже успели надоесть и растратить интерес к себе со стороны людей.
Современные украинские оппозиционеры – это внушительные осколки вчерашней власти, оказавшиеся за сегодня за бортом и сильно обиженные этим. Те, кого у нас называют олигархами, в свое время сделали на них ставку, инвестировали в них и открыли им доступ к телеэфиру. Сегодня эти политики пытаются дистанцироваться от тех, у кого ели с ладони.
Если же будет сделана ставка на людей, ранее не заангажированных властью, которые будут способны ставить серьезные проблемы, не разъединяющие страну, то они получат значительную поддержку. Ведь все нынешние политики настолько прогнозируемы, что стоит сегодня кому-то из них открыть рот, как мы уже наперед знаем, что он скажет.
– В Украине складывается впечатление, что разделение между властью и оппозицией достаточно условное…
– Тут я с вами соглашусь. В то же время, не хочу напрашиваться на критику со стороны ревнителей нашего демократического развития из-за рубежа, считающих, что цивилизованной Украины без оппозиции не может быть. Я тоже считаю, что не может. Но с одним важным условием: официальной позиции должна быть противопоставлена другая позиция – оппозиционная альтернатива, которая дополнит, или скорректирует официальную и обеспечит динамику развития страны. Сегодня же у нас есть масса недовольных своим положением политиков, но фактически нет конкуренции подходов к обустройству страны.
Кстати, власть в Украине могла бы сделать несколько тактически верных шагов. Например, одарить должностями отдельных наиболее ярких оппозиционеров. Уверяю вас, они на следующий же день стали бы самыми ярыми защитниками власти. Власти, но не народа.
– Насколько честными будут следующие парламентские выборы? Что может Верховная Рада сделать для того, чтобы потом не возникало вопросов по итогам выборов?
– Единственное, что может и должна сделать Верховная Рада – не вносить изменения в закон о выборах народных депутатов. Как только открыть возможность для уточнений и изменений, их поток будет не остановить, и закон будет подгоняться под текущую ситуацию. Главное – не трогать закон. Он хоть и несовершенен, но в целом рассчитан на думающее общество и цивилизованный избирательный процесс. Уверен, что невмешательство Верховной Рады в законодательство о выборах будет ее ключевым положительным вкладом в чистоту избирательного процесса.
Выборы будут жесткими, поскольку для многих они станут последним боем, в котором, как говорится, ставка больше, чем жизнь. Не менее жесткой схватка будет и на мажоритарных округах.
Не верю в реальность согласованных кандидатов от оппозиционных партий на мажоритарных округах. Равно же, как и провластных. Попытки такие, конечно, будут, но результат на выходе окажется минимальным. Ставки слишком высоки, а амбиции еще выше.
Если же говорить о выборах по пропорциональной системе, то они станут очередной ярмаркой тщеславия. Уже сейчас могу с уверенностью сказать, что к выборам будут привлекаться партии-фантомы. Более крупные игроки будут использовать эти партии для получения необходимого количества нужных членов избирательных комиссий.
Сегодня ситуация складывается так, что ни одна политическая сила не будет иметь определяющего влияния и большинства голосов в избирательных комиссиях. Как раз для того, чтобы обеспечить себе «контрольный пакет», и будут привлекаться мелкие партии. Поэтому предполагаю, что в избирательном бюллетене найдут себе место до полусотни партий. Идеальным же вариантом было бы обеспечение работы в комиссиях профессионально подготовленных, но нейтральных людей. Ведь избиркомы должны выполнять всего лишь техническую работу – раздать бюллетени и подсчитать голоса. И никакой политики!
– Еще один вызов следующего года – газовый вопрос. Как Вы видите его решение?

– Убежден, что затягивая принятие бюджета на 2012 год, мы ослабили наши и без того несильные переговорные позиции с Россией по пересмотру соглашения о сотрудничестве в газовой сфере. Дали российской стороне дополнительное подтверждение того, что без уменьшения цены на газ украинская экономика не будет конкурентоспособной и экономическая система станет чрезвычайно уязвимой. Я же предлагал принять бюджет до декабря, как это определено Бюджетным кодексом, а не скулить, что мы откладываем принятие бюджета, поскольку нет цены на газ.
Уверен, что и Россия должна быть заинтересована эту цену пересмотреть. Сегодня Украина платит России за газ 1 млрд. долларов ежемесячно, собирая при этом за него внутри страны 500 млн. долларов. Долго так продолжаться не может. События в России и Украине требуют понимания того, что Украина заинтересована в стабильной России, а Россия – в стабильной Украине.
Считаю, что необходимо открыто решать вопрос о создании газотранспортного консорциума, о чем велись переговоры еще в 2002 году.
Убежден, что можно и нужно пересмотреть цену на газ. Хотя бы привести ее к обоснованной формуле. Украине не нужны преференции или особенное отношение к ней. Нужна лишь логично обоснованная цена и прозрачная формула ее установления.
Кроме того, необходимо на деле заняться энергосберегающими технологиями. Страна не может так дальше жить, если газ составляет 40% ее энергобаланса. Мы практически не уделяем внимания нетрадиционным и возобновляемым источникам энергии. Необходимо также увеличить процент использования угля, тем более, что государство оказывает значительную поддержку угольной отрасли.
Следует принять четкие решения об обеспечении энергоносителями населения и государственных структур. Остальные потребители самостоятельно должны решать вопрос поставок газа для своих предприятий.
– Эксперты говорят о том, что Украина и Россия смогут договориться о приемлемой цене на газ в обмен на вступление Украины в Таможенный союз, а также в ЕврАзэс…
– Существует два варианта развития Украины во внешнеполитическом измерении. Европейский вектор – это политический выбор. Он не вызывает серьезных возражений у наших граждан. Естественно, в экономическом плане мы сразу же не получим ощутимых преференций. Придется добиваться конкурентоспособности украинской продукции на европейском рынке. Есть разные расчеты экономических выгод для Украины от членства в ЕС или сотрудничества в рамках СНГ. Однако еще раз подчеркну: первый вектор базируется главным образом на политическом выборе.
Второй – имеет существенные экономические характеристики. Например, объем товарооборота Украины и России составляет 52 млрд. долларов, т.е. больше, чем со всеми странами Евросоюза. Естественно, мы не можем отказаться от российского рынка. Украина должна быть представлена на Евразийском пространстве. Другой вопрос, до какой степени мы можем интегрироваться. Это будет зависеть от того, насколько мы все просчитаем, как сможем договориться, заинтересовать Россию и других участников этого союза. И соблюсти свой национальный интерес.
В свое время Верховная Рада Украины принимала решение о поддержке идеи сотрудничества Украины в рамках единого экономического пространства со странами СНГ. Оставался только один вопрос – соблюдение нашей Конституции – поскольку речь шла о создании наднационального органа. Считаю, необходимо найти разумную и приемлемую экономическую формулу, прежде всего с Российской Федерацией. А также определиться с общим контекстом наших взаимоотношений, не посягая на суверенитет друг друга.
Это тем более очевидно, что никакого продвижения в формализации наших отношений с Евросоюзом не будет до завершения выборов в Украине в 2012 году. Можно сколько угодно говорить о технической сверке, о парафировании документов. Но это технические моменты. На первом же месте стоит проблема подписания и ратификации соглашения об ассоциации Украина - ЕС. А она не решается.
У меня складывается впечатление, что Европейский Союз не хочет окончательно нас отпустить для того, что бы таким образом, как они считают, не усиливать Россию. Мы же думаем: "Как договориться с Европейским Союзом, не обидев северного соседа?".
При этом далеко не все может закончиться в октябре 2012 года. Если почитать резолюции европейских структур, касающиеся парламентских выборов в Украине, то, например, в документе Европейской народной партии четко зафиксировано, что выборы никогда не будут признанны честными, если в политической жизни Украины не будут участвовать политические лидеры, находящиеся в тюрьме. Возникает немало вопросов, в том числе и такой: зачем вообще проводить выборы, если их априори не признают честными и демократичными? Понятно, что действующей власти и политикам можно не доверять, но зачем распространять недоверие на 46 млн. граждан Украины?
Уже сейчас ожидается, что на выборы осенью 2012 года в Украину приедет рекордное количество наблюдателей. И это хорошо, ибо является свидетельством весомости Украины.
Считаю, что как бы ни критиковали Украину за разновекторную политику, мы вынуждены ее проводить. Иначе мы проиграем и в экономическом, и в политическом, и в международном плане.
Сегодня нет стран, которые бы проводили свою внешнюю политику в одном направлении. Евросоюз активно сотрудничает, в том числе, и с Россией.
– В 2012 дело экс-премьер-министра Юлии Тимошенко может перейти в Европейский суд по правам человека. Если решение европейского суда будет таким, как его ожидает оппозиция, какими будут действия украинской власти?
– Сегодня все в руках одной из составляющих власти – судебной. Процесс зашел предельно далеко.
Мне кажется, что ситуация в тупике, в том числе из-за категоричных требований, в том числе со стороны представителей европейского сообщества. Думаю, диалог нужно было выстраивать иначе, чтобы оставить пространство для маневра. Об этом у меня шел разговор во время встреч с представителями европейского сообщества. Я искал и продолжаю искать возможности для политико-правового выхода из сложившейся ситуации. Его можно будет найти, только сформировав пакет решений, в который войдет и декриминализация статей Уголовного кодекса. Решение, как мне видится, может быть принято только в парламенте.
Для начала следует прекратить попытки победить друг друга и наладить диалог во имя компромисса. В противном случае, мы окажемся в ситуации, когда центры принятия решений из Украины переместятся за ее пределы.
– В январе 2012 года состоится еще одна пленарная неделя перед закрытием текущей сессии парламента. Будет ли подниматься вопрос о декриминализации "статьи Тимошенко"? Станет ли декриминализация этой статьи решением проблемы, поскольку известно, что Ю.Тимошенко избрали меру пресечения содержание под стражей уже по другому уголовному делу?
– Я не специалист в этой области, но мне кажется, что в связи с решением апелляционного суда возникла новая реальность. Очевидно, теперь юристам необходимо изучить законопроекты, которые зарегистрированы в парламенте, и ответить на вопрос: может ли в этих условиях закон иметь обратную силу. И что для этого необходимо сделать в правовом поле.
Естественно, эта проблема будет подниматься на заседаниях парламента.
Кроме того, есть право Ю.Тимошенко на подачу кассации.
Думаю, что во время зимних каникул юристы изучат этот вопрос, и депутаты будут вносить откорректированные или новые законодательные предложения. У меня нет никаких сомнений в том, что парламентская трибуна будет активно использоваться в данном вопросе.
– Мы беседуем с Вами в преддверии новогодних и рождественских праздников. Чтобы Вы пожелали украинцам, в том числе коллективу и подписчикам агентства "Интерфакс-Украина", в 2012 году?
– Сотрудникам агентства "Интерфакс-Украина" пожелаю одно: чтобы они способствовали расширению круга людей, получающих оперативную, своевременную, а главное, объективную информацию. Искренне желаю творческого вдохновения неспокойным, неутомимым и вездесущим представителям агентства.
Всем нам, включая и читателей "Интерфакс-Украина", желаю, чтобы в 2012 году было меньше проявлений борьбы добра и зла, чтобы было больше добра и меньше зла. Везде и во всем.
Желаю также, чтобы мы вели диалог: в семье, с родными и близкими, и, главное, в государстве. Нельзя жить по принципу – власть «осчастливливает» людей, а люди этого не видят. Нужно научиться слышать и понимать друг друга. Прежде всего, власть должна понимать людей, а люди – осознавать масштабы вызовов, которые стоят перед Украиной.
2012 год для Украины будет моментом истины, он будет и годом испытаний для всего мира. Это будет год политических разломов и разочарований, прежде всего для глобальных игроков. И год больших и малых надежд, которые должны становиться реальностью. Обязательно!
2012 год – это новый шанс для Украины и мы его должны использовать во благо каждой семьи и страны.

Информационное агентство „Интерфакс-Украина” от 28.12.2011
http://www.interfax.com.ua/rus/exclusive/90278/

Категорія: Всеукраїнські видання | Додав: Milana (01.01.2012)
Переглядів: 807
Copyright ЛОО Народної Партії © 2024